Страхование грузов – это один из наиболее традиционных видов транспортного страхования. Страхователем может выступать как физическое, так и юридическое лицо, являющееся либо грузоотправителем, либо грузополучателем. Кто обычно заключает договор, продавец или покупатель, зависит от экономических и юридических взаимоотношений сторон.
В правилах, применяемых страховыми организациями, существуют два типа страховки:
- «с ответственностью за все риски»;
- «без ответственности за повреждения».
Страхование грузов «с ответственностью за все риски» подразумевает под собой возмещение убытков от повреждения или полной гибели имущества, а также необходимые расходы, связанные со спасением и сохранением грузов, по предупреждению его дальнейшего повреждения.
Договор страхования «без ответственности за повреждения» подразумевает под собой выплаты за повреждение части или всего товара из-за следующих причин: пожар, взрыв, молния или другое стихийное бедствие. Также возмещение ущерба возможно, если произошло крушение или столкновение перевозочных средств, таких как самолет, поезд или грузовое судно. Кстати, если судно село на мель или столкнулось со льдом, то страховая компания также обязана выплатить всю стоимость. Вот еще несколько причин, по которым могут быть произведены выплаты:
- провал мостов;
- авария при погрузке, выгрузке и приеме судном топлива;
- пропажа без вести транспортного средства;
- расходы на тушение пожара, спасение и сохранение груза целым и невредимым.
Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхователем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.
Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указанный в страховом свидетельстве (полисе).
Надо отметить, что страхование импортных грузов (заключаемое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на пограничный пункт (порт, станцию).
Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.
Договор страхования может заключаться как по месту нахождения отправляемого груза, так и по месту его получения.
В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:
- точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
- номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;
- вид транспорта (при морской перевозке — название, год постройки и тоннаж судна);
- способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);
- пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
- дата отправки груза;
- стоимость груза (страховая сумма);
- вид страховой ответственности (условия страхования).